Роль стандартизации при продлении ресурса оборудования

Выполнение работ по продлению актуального цикла оборудования должно базироваться на комплекте нормативно-технических документов (НТД), учитывающем современный уровень развития техники и гармонизированных с международными эталонами.

С 1 июля 2003 г. введён в действие Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании», главные цели которого:

  • обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и среды;
  • защита имущества;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • упорядочение порядка разработки неотклонимых технических норм;
  • гармонизация нормативно-технических документов с международными;
  • понижение толики неотклонимой сертификации и возложение ответственности за безопасность продукции на производителя оковём принятия декларации соответствия;
  • устранение безосновательных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства.

В законе дано понятие о техническом регулировании — как о правовом регулировании отношений в области установления, внедрения и выполнения неотклонимых требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, также в области оценки соответствия.

Отметим три главных недочета, присущих старенькой (ГОСТовской) системе НТД.

1. Многие документы носили ведомственный нрав (СНиПы, ВСН, РСН, технические условия, своды правил в строительстве; ПУЭ в энергетике и пр.). Сейчас согласно закону «О техническом регулировании» — это общегосударственная система, построенная на единых требованиях.

2. Часть документов утверждалась в соответственных ведомствах, часто без учёта требований других участников одного процесса производства. Сейчас технические регламенты едины для всех и неотклонимы к выполнению. В то же время для понижения давления административного аппарата страны на создание установлено, что эталоны (национальные и эталоны организаций) носят добровольческий нрав.

3. Значимая часть действующих русских эталонов не гармонизирована с международными эталонами (уровень гармонизации около 20 %). Это негативно оказывает влияние на вступление Рф во Всемирную торговую компанию (ВТО) и на конкурентоспособность русских продуктов на забугорных рынках.

Изложенные в законе принципы технического регулирования основываются на 3-х фундаментах: технические регламенты, эталоны и принципы доказательства соответствия.

Технический регламент — документ, принятый в формах ФЗ, Указами Президента РФ либо Постановлениями Правительства РФ и устанавливающий неотклонимые для внедрения и выполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни либо здоровья людей, имущества физических либо юридичес-ких лиц, муниципального либо городского имущества;
  • охраны среды, жизни либо здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты разделяются на общие и особые. Особые устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Эталоны разделяются на национальные и эталоны организаций. Утверждает государственный эталон — Государственный орган Русской Федерации по стандартизации. Эталоны организаций могут утверждаться ими без помощи других.

Специфичность эталонов в том, что они устанавливают «правила поведения», но при всем этом являются рекомендацией, применяемой на добровольческой базе. Все же предприятия, работающие в каком-то секторе рынка, обязаны придерживаться определённых правил (т. е. эталонов), действующих на этом рынке. Если производитель продукции не воспринимает некий эталон, то он должен обосновать, что его продукция не ужаснее требований данного эталона. Добровольность внедрения значит, что может быть предоставлено и другое доказательство соответствия данному эталону.

Доказательство соответствия на местности Русской Федерации может носить добровольческий либо неотклонимый нрав.

Добровольческое доказательство соответствия государственным эталонам, эталонам организаций, системам добровольческой сертификации, условиям договоров осуществляется в форме добровольческой сертификации.

Непременное доказательство соответствия продукции (процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг) требованиям технических регламентов осуществляется в 2-ух формах: принятия декларации о согласовании либо неотклонимой сертификации.

Планируется поэтапный порядок принятия технических регламентов и государственных эталонов. Согласно ФЗ «О техническом регулировании» все нужные для обычного функционирования экономики Рф технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет, т. е. до 2010 г. Всего в РФ нужно создать приблизительно 2000 документов (в том числе около 400 технических регламентов). Так, в электроэнергетике нужно переработать 1761 имеющихся сейчас НТД по схеме:

  • бросить как есть;
  • принять за базу и переработать;
  • устранить (те из их, которые утратили актуальность).

Не считая того, в электроэнергетике за этот период предстоит принять 20 технических регламентов. В связи с чем уже на 2004 г. планируется создать 5 технических регламентов:

один общий («О безопасности машин и оборудования»); четыре особых, из которых: два процессных («Об обеспечении надёжного и неопасного функционирования объектов электроэнергетики» и «Обеспечение надёжного и неопасного функционирования энергетических систем») и два по оборудованию («О безопасности оборудования, работающего под давлением» и «Высоковольтное оборудование»).

Для работ по продлению актуального цикла оборудования более важны три технических регламента (общий и два особых по оборудованию).

Стандартизация основывается на двухуровневом принципе. Верхний уровень -это технические регламенты, любой из которых поддерживается своим пакетом государственных эталонов, составляющих 2-ой уровень. Связано это с тем, что в технических регламентах как в документах, имеющих правовой статус федерального закона (Указа Президента РФ, Постановления правительства РФ), прописываются общие принципы обеспечения безопасности (из-за трудности процедуры внесения в их конфигураций и дополнений), а уже в государственных эталонах конкретизируются в цифрах разные условия, способы и принципы.

К примеру, общий технический регламент «О безопасности машин и оборудования» будет поддерживаться пакетом из 29 государственных эталонов, технический регламент «О безопасности оборудования, работающего под давлением» — 39,
а технический регламент «Обеспечение надёжного и неопасного функционирования энергетических систем» — 34.

В текущее время в ОАО «РАО «ЕЭС Рф»» по договору с институтом
ВНИИНМАШ (ГОССТАНДАРТа) ведётся разработка последующих документов:

  • программки разработки технических регламентов (утверждаемой правительством РФ);
  • программки разработки государственных эталонов (утверждаемой ГОССТАНДАРТом);
  • списка государственных эталонов, поддерживающих технические регламенты (публикуемого в печатном органе Федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию).

Меж Госстандартом и ОАО «РАО «ЕЭС Рф»» подписано соглашение, по которому Некоммерческая организация «Инновации в электроэнергетике» уполномочена координировать деятельность организаций ОАО «РАО «ЕЭС Рф»» в области технического регулирования, в том числе по сертификации. Для реализации этого Соглашения уже приняты надлежащие решения Правления ОАО «РАО «ЕЭС Рф»».

Определено, что сотрудничество будет осуществляться в сферах:

  • совершенствования нормативной правовой базы технического регули-
    рования;
  • разработки и внедрения государственных эталонов и эталонов
    организаций, гармонизированных с международными эталонами;
  • совершенствования деятельности по аккредитации и сертификации
    организаций;
  • совершенствования деятельности по подтверждению соответствия про-
    дукции (процессов, работ, услуг), в том числе сертификации;
  • формирования и обмена информационными ресурсами.

Одно из важных направлений технического регулирования — это решение задач доказательства соответствия, посреди которых:

  • предупреждение и пресечение случаев закупки плохой, некомплектной, фальсифицированной и потенциально небезопасной продукции (услуг);
  • создание предпосылок для бесперебойной и безаварийной работы объектов электроэнергетики;
  • обеспечение оптимального использования ресурсов на приобретение продуктов и услуг;
  • содействие проведению единой технической политики при разработке, модернизации и эксплуатации объектов электроэнергетики;
  • анализ и классификация требований заказчиков к продукции и услугам с
    целью разработки эталонов компаний.

Роль стандартизации при продлении ресурса оборудованияКак важны предстоящие работы по неотклонимому подтверждению соответствия и каковы их объёмы? По данным Госстандарта, толика продукции, подлежащей неотклонимой сертификации, т. е. доказательство её соответствия техническим регламентам, составляет: в машиностроении 81, в приборостроении 63, в электротехнике 72 %. Таким образом, значимой части продукции, поставляемой в электроэнергетику, подлежит пройти функцию неотклонимого доказательства соответствия или через декларирование соответствия, или через неотклонимую сертификацию. В итоге неважно какая продукция должна получить символ воззвания на рынке, введенный подходящим постановлением Правительства РФ в ноябре 2003 г.

НП «ИНВЭЛ», которому ОАО «РАО «ЕЭС Рф»» поручило координировать в электроэнергетике деятельность по техническому регулированию, включая вопросы сертификации, — это Некоммерческое партнёрство «Инновации в электроэнергетике» с общим количеством участников 42, в том числе: ОАО «РАО «ЕЭС Рф»», СО-ЦДУ, 22 АО-энерго, 14 АО-станций, также
4 компании, не входящие в РАО «ЕЭС России» (НПО «Унихимтек»,Таганрогский котельный завод, «НПО Сатурн» — Рыбинские моторы, Группа компаний «Метран»).

В интернациональной сфере НП «ИНВЭЛ» сотрудничает с добровольческой ассоциацией производителей энергии (Германия) — VGB, Канадской электроэнергетической ассоциацией (CEA TI) и Электроэнергетическим союзом государств СНГ.

Цель Некоммерческого партнёрства «Инновации в электроэнергетике» состоит в повышении эффективности производства участников партнерства через консолидацию их денег, направляемых на НИОКР и разработку эталонов.

Организация работы Некоммерческого партнёрства состоит в представлении площадки (в виде технических комитетов), на которой заинтригованные заказчики, добровольно объединяясь в пулы, сформировывают долевое финансирование НИОКР и разработки эталонов, тем снижая издержки и опасности на каждого участника пула.

В НП «ИНВЭЛ» работает 11 технических комитетов по животрепещущим фронтам электроэнергетики:

  • Увеличение надежности и экономичности теплоэнергетического оборудования
  • Усовершенствование электрического оборудования электронных сетей, электрических станций и подстанций
  • Гидроэнергетика, энерго сооружения и строй конструкции
  • Разработка и усовершенствование нормативно-технической документации
  • Управление актуальным циклом энергетического оборудования, техно диагностика
  • Системы управления технологическими процессами в электроэнергетике
  • Автоматические системы коммерческого учета электроэнергии
  • Энергоэффективность и нетрадиционные источники энергии
  • Надежность в электроэнергетике
  • Тарифное регулирование и управление делом
  • Стратегия развития и реструктуризация
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru