Запорная арматура в коммунальном хозяйстве

На энергетических объектах ГУП «ТЭК СПб» установлено огромное количество промышленной трубопроводной арматуры общего предназначения с условным поперечником до 1200 мм. От эффективности их функционирования почти во всем зависит надежность и финансовая эффективность коммунального теплоснабжения. В системах теплоснабжения, из-за процессов коррозии и отсутствия в технологических схемах устройств для удаления разных взвесей либо товаров коррозии, теплоноситель представляет собой двухфазную среду с жесткими включениями. В итоге чего у огромного класса промышленной трубопроводной арматуры в процессе недолговременной эксплуатации нарушается плотность закрытия. Отсутствие плотности закрытия (внутренний пропуск) не позволяет выполнить резвую локализацию дефектного участка термический сети, наращивает масштабы и последствия появившейся эксплуатационной ситуации. В котельных установках неисправности в работе арматуры приводят к нарушению функционирования автоматики безопасности либо к появлению аварийной ситуации. Подобная ситуация появляется и в местах употребления тепла. Не считая того, негерметичность запорной арматуры в ряде всевозможных случаев приводит к утечкам теплоносителя, котловой воды и т.д., что приводит к понижению технико-экономических характеристик работы систем теплоснабжения.

Качество запорной арматуры можно оценить последующими основными показателями: плотность закрытия, ресурс плотности и возможность отказа функционирования.

Плотность закрытия — допустимая наибольшая величина протечки в единицу времени по направлению потока рабочей среды.

Ресурс плотности — наибольший срок эксплуатации арматуры, при котором отсутствует превышение допустимой наибольшей величины протечки.

Отказ функционирования — это неспособность запорной арматуры перекрывать рабочую среду в границах допустимой величины протечки, неспособность обеспечивать расчетный расход рабочей среды по трубопроводу либо несанкционированное частичное либо полное перекрытие потока рабочей среды.

К другим показателям свойства нужно отнести:

■ скорость срабатывания (открытия, закрытия потока рабочей среды);

■ плотность и надежность уплотнений деталей арматуры и соединительных частей с трубопроводами;

■ склонность к коррозии корпуса и других частей арматуры;

■ возможность механических повреждений частей арматуры при профилактическом ее обслуживании;

■ необходимость строительства вспомогательных помещений, приспособлений и оборудования в местах установки арматуры;

■ вес;

■ строй размеры;

■ простота управления;

■ ремонтопригодность;

■ травмобезопасность при эксплуатации;

■ стоимостные свойства.

Проведем сопоставление по этим показателям запорной арматуры, установленной на энергетических объектах предприятия.

Задвижки

В коммунальном хозяйстве используются клиновые, также параллельные (огромного поперечника) задвижки. Клиновые задвижки по конструкции запорного органа делятся на двухдисковые задвижки (с составным клином), задвижки с упругим клином и задвижки с жестким клином.

Двухдисковые задвижки являются более технологичными при их изготовлении, т.к. не требуют особенной точности производства угловых уплотнительных поверхностей корпуса и дисков. Такая арматура просто поддается ремонту. На этом плюсы данной конструкции в главном завершаются. Недочетом этой конструкции является большой вес, т.к. для размещения 2-х дисков в полости корпуса требуется больше места, чем у хоть какой другой конструкции. Такие задвижки, обычно, страшатся высочайшего вращающего момента при закрытии -есть опасность «просаживания» дисков ниже допустимого положения, также отказа функционирования из-за «западания» дисков («щечек»). «Западание» дисков происходит также из-за коррозии и несовершенства конструкции сочленения «шпиндель — диски».

У задвижек с упругим клином затвор выполнен в виде разрезанного (либо полуразрезанного) клина, обе части которого связаны меж собой упругим (пружинящим) элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, гибкий элемент изгибается, обеспечивая плотное прилегание обеих уплотнительных поверхностей клина к седлам. Задвижки с упругим клином требуют агрессивно выдерживать расстояние меж уплотнительными поверхностями, также довольно четкого совпадения угла корпуса и клина. Все погрешности, возникшие при изготовлении углов в корпусе и клине, компенсируются за счет упругих деформаций клина в момент закрытия задвижки. Такие задвижки обладаю наименьшей металлоемкостью, по сопоставлению с 2-х дисковыми. Но ремонт таких задвижек просит специального оборудования.

Малой по металлоемкости является задвижка с жестким (цельным) клином. Такая конструкция, зависимо от поперечника условного прохода, в 1,3-2 раза легче 2-х дисковой. Этот тип задвижек допускает превышение вращающего момента на маховике, но при изготовлении является самой сложной. Сложность заключается в подгонке углов корпуса и клина. В процессе использования у таких задвижек наблюдается завышенный износ уплотнительных поверхностей, в особенности при огромных перепадах давлений в трубопроводе и использовании их в качестве регулирующего органа, что равномерно приводит к потере плотности. Имеют место случаи «заедания» клина в закрытом положении. При проведении ремонтных работ исключается взаимозаменяемость клина и седел у задвижек 1-го поперечника, что, обычно, приводит к необходимости полной подмены данного типа арматуры.

У параллельных задвижек уплотнительные поверхности седел параллельны друг дружке. Различают однодисковые и двухдисковые параллельные задвижки. Однодисковые из-за недостаточной плотности закрытия на предприятии не используются.

Преимуществами конструкции двухдисковых параллельных задвижек являются:

■ простота производства;

■ легкость сборки и ремонта;

■ отсутствие заедания затвора в стопроцентно закрытом положении.

К значимым недочетам можно отнести:

■ огромные усилия и большой расход энергии на закрытие и открытие задвижки, вызванные тем, что на всем пути движения привод преодолевает трение меж уплотнительными поверхностями седел и затвора;

■ ускоренный износ уплотнительных поверхностей при эксплуатации с потерей плотности закрытия.

Конструктивно обозначенные типы арматуры разделяются также на задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Задвижки с невыдвижным шпинделем оснащаются указателями степени открытия. При открытии (закрытии) задвижек с невыдвижным шпинделем имеет место сухое трение с следующим возникновением завышенных зазоров в паре «шпиндель -клин». Не считая того, у этих задвижек после долговременной эксплуатации имеет место нарушение резьбового соединения пары «указатель-шпиндель» с следующим, не санкционируемым исключением достоверности показаний положения «открыто-закрыто». Это в особенности небезопасно при эксплуатации объектов газового хозяйства. С эксплуатационной точки зрения лучше использовать задвижки с выдвижным шпинделем. Их применение позволяет обеспечить:

— смазку пары трения «шпиндель — маховик», что уменьшает усилие управления задвижкой;

— надежную работу сальникового уплотнения (отсутствие вращения в паре «шпиндель — набивка»);

— «наглядность» положения «открыто-закрыто»;

— найти причину отказа функционирования из-за нарушения сочленения «шпиндель — затвор».

Все перечисленные выше типы задвижек имеют сальниковые уплотнения шпинделя, которые требуют повторяющейся набивки и подтяжки. При протечках рабочей среды через уплотнения имеют место случаи коррозии резьбовых соединений болтов узла подтяжки сальника. При перетяжке сальника, достаточно нередкое явление — затрудненное управление задвижкой (применение дополнительных самодельных приспособлений), также — облом грундбуксы узла уплотнения, что приводит к разгерметизации уплотнения и необходимости срочного ремонта.

Установленные на объектах предприятия задвижки имеют, в главном, фланцевые соединения с трубопроводами. Конструктивно и сами задвижки имеют фланцевое соединение крышки с корпусом. При всем этом часто задвижки, сделанные из различных материалов корпуса (сталь, чугун), или различного конструктивного выполнения имеют различные геометрические и присоединительные размеры, что усложняет возможность оперативной подмены той либо другой дефектной арматуры.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru