Главные принципы реформирования систем теплоснабжения

Неувязка обеспечения надежного, высококачественного теплоснабжения в Рф равномерно преобразуется в политическую. Замерзающие граждане страны справедливо увязывают холод в своей квартире с неспособностью властей организовать нормальную работу коммунальных служб и возмущаются уже не столько ценой услуг, а тем, что удорожание не приводит к улучшению свойства. Если на рынке за свои средства нельзя приобрести высококачественный продукт либо услугу, означает это не рынок, а отлаженная система сбора средств с населения и выкачивания их из бюджета, в какой не высочайшее качество определяет высшую цена, а напротив, низкое качество служит обоснованием увеличения платежей.

«Социалистическая» модель управления теплоснабжением, перешедшая в капитализм, при отсутствии плановых ограничений перевоплотился в систему, способную удачно переварить хоть какой объем денег под девизами недофинансирования, критичного износа оборудования, социальной напряженности и т.д.

Давать в такую систему дополнительные средства — только крепить ее в желании получить еще более.

Чтоб осознать, как работает система, нужно разглядеть интересы главных действующих лиц и воздействие на нее главных причин.

Обитатели желают по доступной стоимости получить применимые условия для жизни, включая термический комфорт в квартирах.

Не понимают, за что платят 3 вида платежей:

■ за жаркую воду, хотя как правило это платеж только за нагрев воды;

■ за отопление, хотя это снова же не плата за термический комфорт в каждой комнате, а толика от тепла, потребляемого домом, по свидетельствам устройств учета, или рассчитанная по нормативам;

■ эксплуатационные расходы, в состав которых входят издержки на сервис внутренних систем отопления, вентиляции и жаркого водоснабжения.

Обитатели не имеют ни договоров, ни даже списка услуг, на которые они могли бы рассчитывать за свои средства. Практически, эти платежи собираются как налоги, с подходящим обеспечением свойства услуг по типу бесплатного здравоохранения.

Организации, эксплуатирующие жилые дома, согласно правилам эксплуатации жилищного фонда, должны повсевременно заниматься наладкой внутренних систем отопления, вентиляции и жаркого водоснабжения, не допускать установку в квартирах отопительных радиаторов большей мощности, производить мероприятия по сбережению энергии. Практически же, не неся экономической ответственности перед жителями и не имея никаких экономических стимулов к сбережению энергии, заинтересованы в наибольшей примитивности технических систем построек для понижения собственных издержек на их эксплуатацию.

Любые пробы установки высококачественного энергосберегающего оборудования приводят, в отсутствии соответствующего обслуживания, к резвому выходу его из строя.

Жалобы обитателей оправдываются плохой работой компаний термических сетей. С ними заключены контракта, но платежи в теплоснабжающие предприятия идут впрямую от обитателей, т.е. при отсутствии экономических рычагов воздействия на торговца дела практически договорными не являются.

Теплоснабжающие предприятия, получая оплату конкретно от обитателей, ответственности перед ними не несут, т.к. внутренними системами построек не занимаются и, согласно договорам с жилищно-эксплуатационными организациями, отвечают за поставку в дома обсужденного количества единиц тепла только при условии полной оплаты всеми потребителями, включая экономные дотации и компенсации льгот.

В сбережении энергии никак не заинтересованы, в понижении издержек тоже, т.к. тарифы инсталлируются по системе издержки плюс прибыль, определяемая в процентах от издержек.

Муниципалитеты по виду и подобию федеральной власти не имеют структур, в комплексе отвечающих за теплоснабжение. Техническое и экономическое управление везде разбиты. На избранных глав администраций создают гнетущее воспоминание замерзшие дома, заржавелые трубы, убогие котельные. Естественно появляется вопрос -где взять средства для подмены на новое, прекрасное и экономное? Надежды лишь на нетарифное финансирование — бюджет, кредиты, личные инвестиции. Тогда определяется финансовая потребность, интенсивно изыскиваются средства и очень нередко находятся. Только позднее, обычно при последующей администрации, приходит осознание, что экономные средства применены не отлично; кредиты нужно возвращать, а экономии нет. Личные инвестиции предполагают плату за вложенный капитал, что просит роста платежей населения, а т.к. население не в экстазе, пробуют сберегать на эксплуатации, очень стремительно доводя новое оборудование до уровня старенького.

В ближайшее время много говорится о необходимости рыночных отношений, подразумевая под этим передачу систем теплоснабжения в аренду либо концессию личным фирмам — инвесторам. Реальный же опыт работы, к примеру РАО ЕЭС, указывает, что на неурегулированном монопольном рынке неважно какая личная структура преобразуется в мини-государство со всеми недочетами, характерными ему, и с еще наименьшей степенью ответственности.

По сути выход только один — создание действенного рынка, учитывающего особенности теплоснабжения, с муниципальным регулированием, представляющим из себя управление стимулами.

Клиент. Начинать нужно не с теплоснабжения, а с потребителя. Должен наконец показаться рыночный клиент.

Обитатели многоквартирных домов должны стать покупателями не абстрактных Гигакалорий, а определенной услуги по обеспечению термического и санитарно-гигиенического комфорта в квартирах. Полностью возможно обойтись и общественным (утвержденным муниципалитетом) контрактом меж жителями и организацией, эксплуатирующей дом, о обоюдной экономической ответственности.

Естественно лучше, чтоб обитатели сделали приятельство собственников жилища, а эксплуатирующая организация была ими выбрана по конкурсу. Но даже городские предприятия, получив процент от понижения платежей за покупное тепло, станут заинтересованной стороной и перевоплотился в рыночного покупателя по закупке термический энергии у теплоснабжающих компаний. Мгновенно, без всяких правительственных программ, найдутся способности для экономии за счет регулировки вентиляции, устранения перетопов, контроля за состоянием отопительных радиаторов в квартирах и т.д.

Большие резервы экономии есть в жарком водоснабжении. Организация относительно дешевого учета позволяет в 2-3 раза понизить потребление жаркой воды.

В конечном итоге общее понижение употребления тепла и воды позволяет равномерно удешевить всю систему теплоснабжения как за счет понижения объемов производства, так и за счет уменьшения мощности оборудования, подлежащего подмене.

Тарифы. Сколько бы не призывали теплоснабжающие предприятия к экономии, сколько бы не делали программ, если нынешний метод тарифообразования и оплаты провоцирует расточительность, она находится независимо от формы принадлежности предприятия.

Существует несколько способов тарифообразования принципно изменяющих экономические стимулы компаний и позволяющих им получать дополнительную прибыль от понижения издержек.

К огорчению, нигде не предпринимается даже попыток их внедрения.

Введение в программку экономических стимулов к понижению издержек в других странах отдало полезный эффект. В Рф он может быть еще выше, т.к. в почти всех районах много лет не производились даже простые, относительно дешевенькие мероприятия по наладке и устранению тривиальных утрат.

Планирование развития. Все централизованные системы, включая термические, газовые и электронные, могут развиваться только по плану. В последние годы об этом запамятовали, что предназначило значимые денежные утраты, при решении локальных задач во вред эффективности и экономичности всей системы городка либо поселка.

Грамотное планирование позволяет очень загрузить более экономные теплоисточники, а неэкономичные перевести в пиковый режим либо резерв: отлично использовать средства новых застройщиков, используя их не на повышение мощностей, а на другое сбережение энергии и т.д.

С планированием плотно сплетена диспетчеризация, позволяющая в больших городках нормально перераспределять нагрузку меж теплоисточниками зависимо от определенной экономической ситуации.

Инвестиции. В процессе планирования определяются проекты, имеющие вкладывательную привлекательность, обеспечивающие резвый возврат вложенных средств без роста платежей потребителей. Конкретно низкая платежеспособность населения не позволяет воплотить масштабные проекты полной подмены системы теплоснабжения. Для средних в Рф критерий реально внедрение инвестиций на модернизацию систем теплоснабжения в объеме 50 долл. США на 1-го обитателя, а для полной подмены системы нужно 300-500.

В то же время экономический анализ позволяет выявить участки, где себестоимость теплоснабжения превосходит среднюю в 5-10 раз, и инвестиции в полную подмену оборудования окупаются за 1 -2 года.

В теплоснабжении найдется место для всех инвесторов. Больших может заинтриговать строительство современных ТЭЦ; маленьких и средних — локальные проекты и лизинг оборудования; муниципалитеты — экономные инвестиции для уменьшения размера субсидий, выплачиваемых популяции. Может быть также вербование средств самого населения.

Цель этой статьи — не дать готовое решение по всем дилеммам теплоснабжения, а показать, что нет обычных решений. Просто можно сделать только недешево и или за счет значимого роста платежей населения, или за счет бюджета, что по сути — то же самое.

Значительную роль в реформе теплоснабжения могло бы сыграть Федеральное правительство, профинансировав разработку программ для каждого региона. Пока же оно действует по «социалистическому» принципу невозвратной помощи проблемным регионам, подтверждая антирыночный принцип: «Работай ужаснее — больше получишь».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru