Доклады участников Общероссийского совещания по дилеммам теплоснабжения г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатаются с сокращениями)

М. Дубсонс, заместитель управляющего службы информационного обеспечения предприятия «Ригас Силтумс», г. Рига, Латвия

Предприятие «Ригас Силтумс» организовалось в 1996 г. Трудности, с которыми столкнулось наше предприятие, очень похожи на те трудности, которые есть во всей Рф. Эти трудности похожи поэтому, что принцип становления термических сетей в Латвии был этим же. На момент организации нашего предприятия было две системы. Система Латэнерго, которая занималась обслуживанием и эксплуатацией магистральных сетей, и в каждом районе Риги были городские организации, которые эксплуатировали внутренние сети и жилые дома.

Принцип объединения как раз строился на том, чтоб сделать единую компанию, которая будет эксплуатировать и магистральные, и внутренние сети нашего городка.

«Ригас Силтумс» — это наикрупнейшее теплоснабжающее предприятие в Латвии, которое ведет свою деятельность согласно приобретенной лицензии. Если гласить об акциях, то 49% акций принадлежат Рижской думе, и 48,9% принадлежат агентству приватизации. В акционерном обществе участвует личный банк «Балтийский транзитный банк» -2% акций и 0,005% принадлежит муниципальному акционерному предприятию Латэнерго.

Главное направление нашего предприятия — это создание термический энергии, на собственных теплоисточниках и ее закупка от производителей, транспортировка, рассредотачивание и реализация термический энергии. А так же ремонт, установка, регулировка теплотехнических устройств, закупка и хранение хоть какого вида горючего, применяемого для выработки термический энергии, сервис термических систем потребителей термический энергии, обучение персонала и консультации. Сразу с этим мы обслуживаем внутренние системы теплоснабжения жилых домов, согласно правилам, утвержденных Рижской думой, но это не основная наша деятельность.

Собрание акционеров выбирает Президента и Вице-Президента на 3 года. Для оперативного управления предприятием назначается четыре директора: технический директор, директор по производству, коммерческий директор и исполнительный директор. Инженерно-техническая, финансовая, финансовая деятельность сконцентрирована в 30 структурных единицах.

Создание состоит из 4 сетевых районов, на которые поделена Рига, и каждый сетевой район занимается обслуживанием собственных абонентов и термических сетей. Акционерное предприятие закупает термическую энергию от 3 больших теплоисточников. Закупка составляет 70% от проданной термический энергии, 30% мы вырабатываем на собственных теплоисточниках. В балансе всей Риги это составляет 3/4 всех теплоисточников, которые имеются.

Общая длина термических сетей на 2002 г. составляет 876 км, 72% — сети, конкретно принадлежащие «Ригас Силтумс».

В 1996 г. структура собственных теплоисточников состояла из 5 котельных, 11 котельных малой мощности и около 150 угольных котельных. Поперечникы трубопроводов от 1200 до 250 мм и 650 км внутренних сетей.

Одним из принципиальных шагов модернизации теплоснабжения

явилась программка организации учета как закупаемой термический энергии, так и распределяемой. В итоге мы пришли к тому, что в каждом доме мы поставили приборы термического учета — это порядка 8,5 тыс. счетчиков. Счетчики принадлежат «Ригас Силтумс». Граница обслуживания в каждом доме у нас определена по договору и определяется по счетчику.

Принципиальным шагом явилось приведение в соответствие законодательной базы методом принятия решений Рижской думы и законодательных правил. Коммерческая служба получила возможность верно обусловиться в договоре конкретно с нашими абонентами. Мы заключили договоры как с юридическими лицами, так и с физическими лицами. Обычно, большая часть юридических лиц, это наши городские объединения, т.е. обладателем дома был муниципалитет.

Как мы совладали с неувязкой долгов? Обычно, к началу последующего сезона у нас никто не может получить термическую энергию, если он не рассчитался за потребленную энергию в прошлом сезоне. Это провоцирует и решает делему. С некими приходилось и судиться. На сегодня к началу отопительного сезона мы имеет порядка 98% оплаты всех долгов. На сегодня за 1 Гкал обитатель платит около 31 -32 долл. США.

Последующим принципиальным шагом в направлении совершенствования теплоснабжения была ликвидация ЦТП. Эта программка нами была разработана вместе с Рижской думой, она рассчитана до 2005 г. и удачно производится. В 2001 г. мы устранили все ЦТП и перебежали на двухтрубную систему теплоснабжения. 1-ый шаг ликвидации термических узлов состоял в ликвидации самих ЦТП, установке личных термических узлов во всех домах, в школах и организациях общественного обеспечения. 2-ой шаг содержит в себе подмену магистральных сетей, находящихся в нехорошем состоянии, реконструкцию насосных станций, закрытие неэффективных теплоисточников средней и малой мощности и подключение соответственных клиентов к сетям огромных теплоисточников.

До конца 2005 г. у нас будет установлено 4358 ИТП. Что нам отдала установка ИТП? Во-1-х, мы резко уменьшили свои утраты в термических сетях. Уменьшили расходы на ремонт систем жаркого водоснабжения. Самое главное, к чему мы пришли, -мы дали возможность нашим абонентам получать то, что они желают, т.е. система автоматических термических узлов позволяет клиенту получить ту температуру в собственном жилье, какую он считает подходящей и ту температуру жаркой воды, которую он желает. В итоге мы не являемся на сегодня производителями жаркого водоснабжения, мы обеспечиваем возможность обладателю дома приготовлять жаркую воду конкретно у себя на объекте.

Одним из принципиальных шагов была модернизация самых термических сетей. Мы перебежали на технологию бесканальной прокладки предизолированных труб поперечником до 400 мм (огромные поперечникы до 800 мм требуют экономического обоснования). Все мероприятия, которые мы до реального момента провели, позволили нам сделать достаточно плотные сети. Если от теплоисточников Латэнерго мы получаем около 112 тыс. т теплоносителя, то средняя подпитка в отопительный сезон у нас была 8,7 т/ч, с учетом наполнения самих сетей. Естественно, сократилось финансирование аварийных работ на сетях.

Нужно сказать, что все этапы модернизации сетей и термических узлов шли при неизменной работе по увеличению квалификации персонала. Обучались все: от Президента до слесаря. Это позволило решать трудности квалифицированно. В 2001 -2002 гг. работники «Ригас Силтумс» 1391 раз посетили занятия по увеличению квалификации. Практически 500 служащих прошли аттестацию.

В рамках программки, которая была принята вместе с Рижской думой, мы в течение последних 2-ух лет закрывали маленькие и средние котельные. Там, где была возможность, мы подключили клиентов к более большим теплоисточникам, что экономически всегда прибыльнее. Часть котельных, которые находились далековато от магистральных сетей, мы модернизировали, т.е. угольные котельные перевели на газ, и стопроцентно автоматизировали.

На сегодня мы готовы работать с хоть каким клиентом, который обращается к нам за получением термический энергии. Нашими спецами будет подсчитано экономическое обоснование протянуть к нему трассу либо установить ему персональную котельную, т.е. эту функцию мы взяли на себя, в качестве конкуренции с другими фирмами. Эта необходимость продиктована тем, что мы утратили сильно много потребителей промышленной зоны, в текущее время основными потребителями являются жилые дома. Мы боремся за клиента. Если гласить о клиентах, то мы получили порядка 180 клиентов дополнительно к тем, которые у нас были. Не огромные числа, но для нас они существенны.

Сразу с модернизацией, естественно, происходило сокращение персонала. На момент организации «Ригас Силтумс» у нас было порядка 1800 человек, в текущее время 1140 человек. Практически на 30% мы уменьшили численность персонала. Обычно, остался у нас более квалифицированный персонал, который в состоянии работать на современном оборудовании.

Огромную роль в контроле за термическими сетями и за потерями в сетях играет диспетчерская служба. Но для того, чтоб отлично работала диспетчерская служба и аварийные службы при ней, потребовалась компьютеризация всей системы теплоснабжения. Нашими спецами разработана система, которая позволяет держать под контролем все теплоисточники, объекты на магистральных термических сетях и все концевые точки наших сетей. Разработана оперативно-техническая информационная система, которая производит сбор инфы (в табличном и графическом виде) и позволяет спецу на любом из 350 компов, находящихся в сети, держать под контролем объект либо теплоисточник и получить информацию в хоть какой момент соблюдения режима.

На одном из объектов «Ригас Силтумс» установлена метеостанция. Диспетчерские службы всех районов могут в хоть какой момент получить информацию о метеоусловиях. Метеоусловия содержат в себе температуру внешнего воздуха, давление воздуха, среднюю суточную температуру за прошлые день, и температуру сейчас; скорость и направление ветра. Это значительно сказывается на работе диспетчера, который может регулировать термический график зависимо от направления ветра — для нас это значительно.

Управление группой из 4 котельных средней мощности может производить конкретно диспетчер, используя Интернет-технологии.

Для классификации вопросов, связанных с жалобами обитателей, и для классификации таковой деятельности нами разработана программка, которая учитывает заявки, поступающие на наше предприятие. Мы принимаем заявки от хоть какого обитателя по бесплатному телефону, круглые день. Эти заявки фиксируются, классифицируются, при всем этом отслеживается время получения заявки, с какого телефона и адреса заявка поступила и устанавливается срок устранения этой заявки. Можно получить статистические данные: сколько аварий по какой квалификации, и красноватым отмечены заявки, которые сейчас не реализованы, т.е. это предмет обсуждения администрации на еженедельных планерках. Каждый управляющий района непременно должен отчитаться за невыполненные заявки.

Принципиальным новым направлением, последним, которое мы осуществляем, — это внедрение систем когенерации на всех теплоисточниках «Ригас Силтумс».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru