Об организации работ по оснащению систем теплоснабжения узлами измерения термический энергии и теплоносителей

В порядке обсуждения

Измерение количества термический энергии и теплоносителей в системах централизованного теплоснабжения (ЦТ) является неотъемлемой частью процесса их куплипродажи в качестве продуктов со специфичными качествами. К этим свойствам относится невозможность складирования и долгого хранения термический энергии, также то, что передача этой энергии от теплогенерирующих установок до систем теплопотребления осуществляется с внедрением теплоносителей (жаркой воды, пара и конденсата) через термическую сеть, подобно тому, как по другим инженерным сетям передаются электронная энергия, сетевой газ, прохладная и жгучая вода.

В Федеральном законе «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 3 апреля 1996 года установлено, «что весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит неотклонимому учету».

Но при всем этом законодатель верно не установил, чьей обязанностью (поставщиков энергоресурсов либо их потребителей) является сооружение и эксплуатация узлов учета (измерения) термический энергии и теплоносителей. Потому нужно предложить организационно-экономическую модель сотворения и эксплуатации узлов измерений термический энергии для коммерческих целей. Принятие этой модели большинством профессионалов, работающих в секторе теплоснабжения (включая экономику и метрологию), даст возможность положить ее (обозначенную модель с обоснованными переменами) в базу разрабатываемых новых «Правил коммерческого учета термический энергии и теплоносителей» (дальше Правила-2005). Это нужно и поэтому, что в действующих «Правилах учета термический энергии и теплоносителя» 1995 года (дальше Правила -95), фактически стопроцентно отсутствуют указания, как должны быть организованы работы по созданию узлов измерений термический энергии и теплоносителей у их поставщиков и у потребителей.

Законодатель довольно верно (см. п.8.2. Правил-95) установил в Правилах-95, что «…за техническое состояние устройств узла учета источника теплоты несет ответственность обозначенное в Акте допуска узла учета в эксплуатацию должностное лицо организации, на балансе которой находится узел учета». В таковой формулировке ответственным за техническое состояние узла учета термический энергии на источнике должен стать поставщик (теплоснабжающая организация), у которого на балансе находится источник термический энергии, включая узел учета отпускаемой термический энергии.

Формально в роли ответственного за техническое состояние узла учета на источнике может быть и потребитель, присоединенный впрямую к коллекторам ТЭЦ (котельной), в том числе оптовый потребитель в лице теплосетевого предприятия, если узел учета будет принадлежать такому потребителю. Но в то же время п.8.3. Правил-95 определяет совершенно точно, что «…узел учета источника теплоты эксплуатируется персоналом источника …». Но при всем этом ничего не сказано о том:

— каковы права и обязанности поставщиков и потребителей в области организации измерений термический энергии и теплоносителей для коммерческого учета,

— кто должен сооружать и финансировать сооружение узлов измерения у потребителей,

— кто должен эксплуатировать (включая своевременное проведение метрологических поверок и т.п.) средств измерения на узлах учета у потребителей,

— кто в конечном счете должен стать обладателем узла измерения (не принципиально, из какого источника финансировались работы) и соответственно решать все трудности, которые должен решать хоть какой собственник (обладатель), несущий бремя ответственности за свою собственность.

Для источников термический энергии Правила-95 устанавливали порядок, при котором право определять требования к узлам и средствам измерений, устанавливаемым на источниках, фактически стопроцентно отдавались органам муниципального надзора в лице бывшего Департамента Госэнергонадзора Минтопэнерго РФ и его филиалам на местах. При всем этом муниципальные органы по метрологическому надзору, (прошлый Госстандарт, сейчас Ростехрегулирования РФ), которые отвечали и отвечают за единство измерений в стране, были и фактически остаются исключенными из этого процесса.

В то же время действующие Правила-95 дают право теплоснабжающим компаниям, которые являются одной из равноправных сторон контракта теплоснабжения, определять требования к средствам измерений (СИ) на узлах учета у потребителей, невзирая на то, что обозначенные CИ не принадлежат теплоснабжающим компаниям и они юридически не несут ответственности за достоверность результатов измерений.

Таким макаром, в Рф практически действует порядок, при котором теплосчетчики и измерительные системы на источниках термический энергии устанавливают и в предстоящем эксплуатируют за собственный счет производители (поставщики) термический энергии, а теплосчетчики (измерительные системы) на коммерческих сечениях у потребителей (в так именуемых точках поставок энергии) устанавливают и эксплуатируют сами потребители термический энергии под контролем теплоснабжающих организаций и органов муниципального надзора (см. выше). Так, если потребители присоединены к термическим сетям, а не к выводным коллекторам источников термический энергии, то измерение количества термический энергии и теплоносителей является обязанностью потребителя. Образно говоря, «покупатели» продукта под заглавием «тепловая энергия» должны ходить (и прогуливаются !) в «магазин» (к теплоснабжающей организации) со своими «весами» и несут ответственность за корректное «взвешивание» (измерение) количества термический энергии. При всем этом Правила-95 де-юро дают право теплоснабжающим организациям (поставщикам термический энергии) вмешиваться в процессы проектирования, монтажа и эксплуатации узлов измерения, которые им не принадлежат, не неся ответственности за ошибки в измерениях термический энергии и за достоверность результатов этих измерений.

Много претензий к Правилам-95 имеют также Ростехрегулирование РФ (прошлый Госстандарт РФ) и производители средств измерений, потому что прошлый Департамент Госэнергонадзора РФ, взяв на себя нехарактерные ему функции Госстандарта РФ по обеспечению достоверности измерений, производил и производит эти функции формально и не всегда квалифицировано исходя из убеждений требований действующего законодательства и нормативов в сфере измерений термический энергии и теплоносителей.

Основная цель организации коммерческого учета состоит в том, чтоб обеспечить получение достоверной инфы об измерении термический энергии и теплоносителей, которая будет применена при подготовке к оплате денежных счетов от поставщиков. Организация приборного учета энергии позволит также снизить уровень недоверия и обоюдных претензий поставщиков и потребителей и будет содействовать реальному сокращению неэффективного употребления энергоресурсов. В этом по сути должны быть заинтересованы все: и поставщики, и потребители термический энергии, и производители СИ, и органы надзора.

Есть несколько вариантов решения трудности организации измерений термический энергии и теплоносителей для коммерческих целей).

Вариант 1. Обеспечение измерений для коммерческого учета с внедрением легализованных СИ является обязанностью поставщиков термический энергии — (образно говоря: «весы» — у торговца).

В данном случае теплоснабжающая организация должна будет обеспечить проектирование, установка, а после ввода в эксплуатацию — квалифицированное сервис коммерческого узла измерений и отвечать за достоверность результатов измерений.

Потребитель должен будет приготовить место (помещение) для установки СИ в согласовании с проектом, который закажет, согласует (по мере надобности) с органами Муниципального надзора по техническому регулированию и метрологии и выполнит теплоснабжающая организация (поставщик) в установленном реальными Правилами порядке.

Таким макаром, в рассматриваемом варианте теплоснабжающая организация (поставщик) является обладателем узла измерений со всеми вытекающими из этого как положительными, так и негативными последствиями. Тут принципиально то, что централизация работ по измерениям может в принципе улучшить решения, в том числе в области денег, и привести к понижению издержек на измерение.

Противниками этого варианта обычно являются те потребители, которые не доверяют своим поставщикам, считая, что все конфликты и недоразумения поставщик будет решать в свою пользу. Неувязка просто устраняется методом предоставления права недоверчивым потребителям устанавливать и эксплуатировать свои СИ.

Возражают также и те поставщики, которые не согласны (не заинтересованы) обеспечивать установку СИ на узлах учета потребителей, тем паче своими силами и средствами, а в предстоящем обеспечивать их эксплуатацию, включая подготовку соответственных отчетов о результатах измерений с получением согласия (акцепта) потребителя по приготовленным поставщиком отчетам.

Вариант 2. Обеспечение коммерческого учета с внедрением легализованных СИ является обязанностью потребителей («весы» у покупателя), как это было принято в бывшем СССР и принято в текущее время в Рф.

В данном случае потребители решают все вопросы, связанные с созданием узла измерения (в том числе вопросы финансирования), а после сооружения узла должны обеспечивать их эксплуатацию в согласовании с действующими нормативно-техническими документами. При всем этом потребители, обычно, обязаны завлекать для выполнения особых работ спец (проектные, строительно-монтажные, наладочные, эксплуатационные и т.п.) организации.

Являясь обладателем узла измерений со всеми вытекающими из прав принадлежности неуввязками, потребитель несет ответственность (в том числе финансовую) за достоверность измерений термический энергии и теплоносителей,

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru