Об главных итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2009-2010 гг. и задачках на грядущий осенне-зимний период 2010-2011 гг.

С.И. Шматко, Министр энергетики РФ

(Доклад на Всероссийском совещании «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2009-2010 гг. и задачках на грядущий осенне-зимний период 2010-2011 гг.» Москва, 22 апреля 2010 г. Печатается в сокращении.

Материалы предоставлены пресс-службой Минэнерго Рф)

Об главных итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2009-2010 гг. и задачках на грядущий осенне-зимний период 2010-2011 гг.

Климатические условия прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП) 2009-2010 гг сложились еще более томными, чем ожидалось, зима выдалась самой прохладной за последние 30 лет

Объем употребления электроэнергии в ОЗП 2009-2010 гг составил 540 миллиардов кВтч, прирост 3,9% к ОЗП 2008-2009 гг.

Электропотребление в прошедший ОЗП было самым высочайшим за последние 19 лет. Основной предпосылкой этого стали низкие температуры в течение долгого периода на местности РФ. Максимум нагрузки превысил исторические пики в 11 субъектах РФ.

Сформированная за последние 1,5-2 года (взамен обычно отлично работавшей вертикали РАО ЕЭС) новенькая система управления электроэнергетическим комплексом в критериях сегодняшней зимы была предана самым суровым испытаниям.

Новенькая система управления включала в себя Федеральный штаб по безопасности электроснабжения и региональные штабы, сделанные во всех регионах. Были суровые опаски, что в критериях кризиса личные собственники энергокомпаний будут сокращать ремонтные программки, потому была введена система неотклонимого контроля и мониторинга ремонтов в электроэнергетике. В еженедельном режиме проводились заседания рабочей группы Минэнерго Рф по прохождению осеннезимнего периода и селекторные совещания.

Минэнерго Рф был разработан и реализован план по проведению противоаварийных специализированных занятий и учений. По ЕЭС только при участии Системного оператора было скооперировано более 500 занятий.

В целом желаю дать высшую оценку работе, которая проводилась региональными штабами.

Были подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленные на предотвращение нарушений по припасам горючего и контролю за проведением ремонтов. Госдума уже приняла в первом чтении проект соответственного закона.

Тут наша инициатива была стопроцентно поддержана.

Особо желаю тормознуть на ситуации в ОЭС Сибири после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Кроме значимой утраты мощности появилась угроза бесперебойного электроснабжения значимой местности. Исключительно в ОЭС Сибири при прохождении зимы фактически не было резервов своей генерирующей мощности.

Минэнерго Рф вместе с Системным оператором и другими компаниями был разработан и реализован План действий по увеличению надежности энергосистемы Сибири, включающий схемно-режимные мероприятия, новые задачки по горючему и повышению загрузки ТЭС и др.

Особо желал бы выразить свою благодарность управлению и сотрудникам ФСК, которые сначала обеспечили преждевременный ввод важных сетевых объектов Сибири.

Важную поддержку оказали наши казахстанские коллеги, обеспечившие бесперебойные перетоки из Европейской части в Сибирь.

Также выражаю благодарность управлению РЖД, которое оперативно обеспечило дополнительную поставку угля на термические электростанции Сибири.

С пуском компанией «Русгидро» 2-ух гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС ситуация с энергоснабжением Сибири нормализовалась, и сейчас мы рассматриваем вопрос об исключении Республики Хакасия из списка регионов больших рисков.

На фоне слаженной работы энергетиков по прохождению зимы особо возмутительным фактом стала ситуация на Владивостокской ТЭЦ-2. Завышенная загрузка станции в период холодов привела в конце декабря 2009 г к отсутствию горючего на складе. На подъездных путях скопилось около 1500 вагонов со смерзшимся углем. К огорчению, управление компании давало искаженную информацию о состоянии припасов горючего, имея в виду наличие на так именуемых «подъездных путях», которые были закупорены этим колоссальным количеством вагонов со смерзшимся углем. В итоге горючего на ТЭЦ оставалось лишь на 3 денька. В причинах тщательно разбиралась особая комиссия Минэнерго, выявившая непрофессионализм и возмутительную безответственность управляющих ОАО «Дальневосточная генерирующая компания».

Благодаря оперативному вмешательству Минэнерго при участии регионального штаба, удалось стремительно убрать опасность, связанную с отоплением городка, и восстановить ситуацию. И обитатели об этом не узнали и не ощутили.

Суровым ЧП стал и пожар на Барнаульской ТЭЦ в январе 2010 г. Причинами развития пожара явились нарушения противопожарного режима:

■ отключение системы автоматического пожаротушения и сигнализации в помещении галереи конвейеров;

■ долгое отсутствие гидроуборки галереи топливоподачи, что привело к значительному скоплению угольной пыли на полу галереи и конструкциях конвейеров;

■ отсутствие подабающего контроля за работающим оборудованием топливоподачи;

■ сбои оперативной связи и средств оповещения при развитии и ликвидации технологического нарушения.

Данный случай должен стать суровым поводом для всех энергокомпаний к детальному анализу системы противопожарного режима. При оценке подготовки к следующему ОЗП Минэнерго Рф вместе с МЧС Рф будет уделять пристальное внимание тому, как исправляются подобные ситуации на всех станциях.

С другой стороны, должен добавить, что благодаря оперативному вмешательству и заинтересованному, неравнодушному подходу управляющих ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) форсмажорная ситуация была устранена довольно оперативно.

На Сочинской ТЭС в конце января 2010 г. из- за неверных действий персонала в итоге недлинного замыкания с возгоранием вышло повреждение основного оборудования станции со понижением нагрузки с 78 МВт до нуля и полным выведением станции из баланса. Фактически на полгода станция в регионе высочайшего риска — Кубанской энергосистеме — вышла из строя.

В конечном итоге томные последствия нареченных ЧП принуждают уделить повышенное внимание подготовке персонала. Также эти случаи ставят вопрос по усилению надзорных функций со стороны страны.

Значимый элемент прошедшей зимы — на территориях огромного количества субъектов РФ происходили массовые отключения из-за погодных критерий. Желал бы отметить доброкачественную работу Холдинга МРСК, смогшего организовать работы и вовремя убрать возникавшие трудности.

Беря во внимание неблагоприятные причины прошедшего ОЗП Правительство страны держало эту работу на жестком контроле, ситуация с прохождением зимы повсевременно докладывалась Председателю Правительства РФ.

В целом, подводя итоги прохождения зимы, желаю дать положительную оценку действиям энергетических компаний. При всем этом новенькая система отраслевого управления зарекомендовала себя довольно отлично.

В рамках подготовки к будущему осеннее-зимнему периоду желаю сейчас обозначить главные акценты прошлых ОЗП.

В ОЗП 2008-2009 гг. главным акцентом в деятельности Минэнерго Рф была задачка по обеспечению бесперебойного топливообеспечения, при всем этом практика формирования припасов горючего в расчете на экстремально прохладные условия по сценарию «холодной зимы» стопроцентно себя оправдала, невзирая на критику отдельных оппонентов. Вправду, мы гласили о том, для чего нам практика формирования припасов горючего на станциях, если синоптики предсказывали более подходящие условия прохождения зимы. Зима 2009-2010 гг. стопроцентно подтвердила ограниченный подход энергетиков к прогнозированию пришествия экстремальных погодных критерий.

В ОЗП 2009-2010 гг. главный стала организация ремонтов, зачем на базе Системного оператора была выстроена отраслевая система контроля за ремонтами, в тарифе Системного оператора на 2010 г. закладывались мотивированные средства, также была сотворена рабочая группа при Минэнерго Рф по контролю за ремонтами.

В грядущий ОЗП, при сохранении имеющихся наработок по горючему и ремонтам, ценностью станет теплоснабжение со стороны ТЭЦ и координация действий большой и городской энергетики. Если по электричеству почти всегда имеется возможность резервирования и перетоков, то по теплу в ряде городов такие способности ограниченны либо отсутствуют.

На данный момент работа в этом направлении начата. В первом чтении принят проект закона «О теплоснабжении», ориентированы в Думу поправки ко второму чтению. 24 февраля на совещании в Абакане В.В. Путин поручил до конца 2010 г. создать Концепцию рынка тепла. В.В. Путин произнес, что рассчитывает на активное роль организаций отрасли в этой работе.

Прошу управляющих Ростехнадзора, территориальных компаний и региональных штабов по безопасности уделить повышенное внимание данному вопросу, организовать его рассмотрение на региональных штабах. Этот вопрос также будет предметом пристального рассмотрения на заседании Федерального штаба.

С учетом того что теплоэнергетика будет оставаться до 2030 г. главным по объему сектором генерации, нужно развитие современных технологий производства энергии на газе и на жестком горючем. А именно, нужно:

■ внедрение лицензионных и российских газотурбинных и парогазовых установок;

■ создание пилотных объектов незапятнанных угольных технологий — российские блоки на суперсверхкритических параметрах пара, лицензионные и российские установки по газификации угля;

■ наибольшее развитие когенерации в увязке с модернизацией систем теплоснабжения городов РФ.

Пообъектная конкретизация объектов, включая список пилотных проектов, должна быть произведена в Генсхеме и в предстоящем в программке модернизации термический энергетики.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru