Доклады участников Общероссийского совещания по дилеммам теплоснабжения г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатаются с сокращениями)

И.В.Леонов, Заместитель Министра энергетики РФ

ТЭК в течение 2000-2002 гг. выполнил поставленную Правительством Русской Федерации задачку роста производства первичных ТЭР, что позволило стабилизировать состояние и обеспечить предсказуемый рост российскей экономики. Совместно с тем в ТЭК страны сохранился целый ряд нерешенных заморочек:

■ высочайшая степень износа главных фондов;

■ недостающий уровень серьезных вложений;

■ деформированные ценовые соотношения меж взаимозаменяемыми энергоресурсами;

■ значимые размеры неплатежей со стороны потребителей ТЭР;

■ резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном, так и в высококачественном отношениях;

■ незрелая рыночная инфраструктура и отсутствие цивилизованного конкурентноспособного энергетического рынка;

■ недостающая эффективность управления госсобственностью в отраслях ТЭК (при ограниченной роли Минэнерго Рф);

■ высочайшая зависимость нефтегазового сектора Рф и, как следствие, доходов страны от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка;

■ перебои с топливо- и теплоснабжением в целом ряде критичных регионов Рф.

Неувязка обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей, сначала населения, при прохождении осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предназначает рассмотрение при ее решении взаимодействия секторов теплоснабжения ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Теплоснабжение таковой северной страны, как Наша родина, должно относиться к числу важных ценностей. При этом основная задачка страны — не контроль за теплоснабжением каждого поселка и района, а создание системы, обеспечивающей координированную работу разных муниципальных и личных организаций в интересах потребителей. После сотворения обозначенной системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития отрасли, анализ вероятных заморочек и

поиск вероятных путей их решения, муниципальный надзор.

На сегодня в стране нет закона о теплоснабжении. В принятом 26 марта 2003 г. законе «Об электроэнергетике» (№ 35-ФЗ) вопросы теплоснабжения фактически не прописаны, не разработана Муниципальная концепция развития теплоснабжения (в т.ч. и в коммунальной энергетике), нет генеральных схем развития теплоснабжения, нередко нет настоящей картины систем и сетей теплоснабжения городов и населенных пт, и т.д.

Министерство энергетики Русской Федерации в рамках НИОКРовских работ выполнило проработку главных направлений концепции развития теплоснабжения в стране. Материалы Главных направлений в рабочем порядке были переданы в Аппарат Правительства Русской Федерации.

По нашему воззрению главными задачками концепции развития теплоснабжения в Рф, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу являются:

■ сбор и анализ оперативной инфы о техническом состоянии, эффективности и надежности функционирования системы теплоснабжения страны с разбивкой по федеральным округам;

■ оценка общего состояния теплоснабжения в Рф и определение приоритетных направлений его совершенствования;

■ формирование концептуальных положений увеличения эффективности систем теплоснабжения страны в области законодательного, нормативно-правового, управленческого, финансово-экономического и организационно-технического обеспечения.

Большая часть больших источников тепла в Рф — это ТЭЦ общего использования, которые входят в состав региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-Энерго), а последние в свою очередь входят в холдинг РАО «ЕЭС России». Не считая обозначенных источников тепла в городках работает много промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных компаний и пичкают термический и электронной энергией, сначала, предприятие — собственника ТЭЦ (котельной) и прилегающие к нему жилые районы, где, обычно, проживают работники этих компаний.

Около 600 млн Гкал тепла в год создают 68 тыс. коммунальных котельных. При этом, чем крупнее город (более 100 тыс. чел.), тем, обычно, сильнее и системы централизованного теплоснабжения. В большинстве больших городов централизованным теплоснабжением обеспечено до 70-95 % жилого фонда.

Личные котельные, интегрированные в строения либо пристроенные к отапливаемым зданиям, обычно являются собственностью тех, кому принадлежат обозначенные строения. Не считая таких котельных в ближайшее время в Рф появились личные котельные, которые устанавливаются на крышах построек.

Большие теплофикационные системы на базе ТЭЦ общего использования построены и работают в главном в городках с расчетной термический нагрузкой (спросом на термическую мощность) — более 500 Гкал/ч (580 МВт (термических)). Их толика в суммарной термический мощности всех источников тепла составляет около 70%.

Системы централизованного теплоснабжения обеспечивают около 75% всех потребителей тепла в Рф, включая сельские населенные пункты. При всем этом около 35% потребности в термический энергии обеспечивают теплофикационные системы, т. е. системы, в каких источниками тепла служат ТЭЦ различной мощности.

В общей трудности большими теплофикационными системами вырабатывается около 1,5 миллиардов Гкал в год, из их 47,5% на жестком горючем, 40,7% — на газе и 11,8% — на водянистом горючем.

Объемы производства термический энергии имеют тенденцию к росту приблизительно на 2,5-3,0 % в год.

На теплоснабжение в энергетическом комплексе расходуется в среднем в год около 400 млн т у.т., что составляет около трети горючего, используемого в стране. В прохладные годы потребность в горючем растет еще на 30-40 млн ту.т.

Безосновательное удорожание тепла, отпускаемого от ТЭЦ, привело к тому, что в текущее время сложилась устойчивая тенденция сооружения промышленными предприятиями собственных котельных и отказа от термический энергии больших теплоисточников.

За 1990-2000 гг. при общем понижении отпуска тепла от ТЭЦ на 252 млн Гкал (34 %) отпуск тепла от собственных источников теплоснабжения компаний(обычно, от котельных)возрос на 52 млн Гкал. За 1996-1999 гг. отпуск теплоэнергии из производственных отборов турбоагрегатов уменьшился на 28 млн Гкал (14%).

Термические электростанции как и раньше являются и будут являться главным генерирующим источником в стране. Потому технический уровень основного оборудования ТЭС (котлы, турбины, паропроводы) будет в значимой степени определять эффективность энергоснабжения потребителей.

Надежное, полнообъемное энергообеспечение потребителей, эффективность энергопроизводства предопределяется состоянием главных производственных фондов.

Беря во внимание, что основной ввод энергетических мощностей был осуществлен в 1960-70 гг., в последние годы в электроэнергетике Рф непреклонно обостряется неувязка физического и морального старения оборудования электрических станций, термических и электронных сетей.

Степень физического износа оборудования характеризуется составом оборудования ТЭС, по возрастным группам на 2002 г. приблизительно составляет: от 5 до 20 лет — 35 %; от 20 до 30 лет — 35 %; от 30 до 50 лет — 30 %.

Срок эксплуатации основного оборудования ТЭС является важным фактором, характеризующим техническое состояние основного оборудования, а означает и степень актуальности тех-перевооружения ТЭС.

Анализ современного технического состояния городских и ведомственных котельных — источников термический энергии в системах централизованного теплоснабжения Рф — приводит к последующим выводам.

1. Основное оборудование источников, обычно, имеет высшую степень износа. Фактический срок службы значимой части оборудования котельных больше предусмотренного технической документацией. Это оборудование на физическом уровне и морально устарело и значительно уступает по экономичности современным образчикам. Причина такового положения состоит в отсутствии средств у собственника либо эксплуатирующей организации для подмены оборудования на современное.

2. Значимая толика котельных не вооружена в достаточной степени устройствами учета потребляемых ресурсов (произведенной и отпущенной термический энергии и теплоносителей), средствами автоматического управления технологическими процессами и режимом отпуска продукции. Это приводит к низкой экономичности даже неизношенного оборудования, находящегося в неплохом техническом состоянии. У собственника либо у эксплуатирующей организации отсутствуют действующие стимулы для улучшения эффективности работы оборудования.

3. Установленная суммарная термическая мощность источников в городках и поселках городского типа значительно выше присоединенной термический нагрузки. Это позволяет по мере способности удовлетворять потребности населения в термический энергии и жаркой воде. Но эти способности с каждым годом становятся меньше.

4. Источники термический энергии в системах теплоснабжения могут быть в достаточной степени обеспечены топливом. Нехватка горючего в отдельных системах является следствием обстоятельств, лежащих в сфере организации отношений меж участниками процессов теплоснабжения и теплопотребления, также в сфере управления этими процессами.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru