Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

С.А. Сергеев, главный эксперт, ООО «Центр инфраструктурных исследований», г. Москва

Необходимость дополнительного законодательного регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения назрела довольно издавна. Общие нормы штатского законодательства, также нормы параграфа 6 главы 30 Штатского кодекса РФ «Энергоснабжение», вначале не полностью учитывали специфику отношений в сфере теплоснабжения, вследствие чего меж энергоснабжающими организациями и потребителями появлялись споры по большенному количеству вопросов. Эта ситуация ухудшилась с развитием реформы электроэнергетики, когда многие поставщики термический энергии — ТЭЦ — оказались в рыночной ситуации в сфере реализации электроэнергии, и для их невольно поменялась ситуация и со сбытом термический энергии. Эти и другие более значительные предпосылки привели к тому, что законодатель выделил в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» отдельную главу, посвященную регулированию договорных отношений в сфере теплоснабжения. Естественно, что такая специфичная, сначала в силу технологических особенностей, ветвь как теплоснабжение, не может быть полностью урегулирована лишь на уровне федеральных законов. Для этого будет нужно принятие значимого количества подзаконных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. И после принятия ФЗ «О теплоснабжении» остается много «белых пятен» в регулировании. Все же, принятие данного федерального закона уже обладает большущим регуляторным эффектом, т.к. дает отрасли понятный механизм развития, в том числе и договорных отношений.

В ст. 13 ФЗ «О теплоснабжении» указаны те главные договоры в сфере теплоснабжения, на которые распространяется действие закона, посреди их последующие:

· контракт о подключении к системе теплоснабжения;

· контракт теплоснабжения;

· контракт оказания услуг по поддержанию запасной термический мощности;

· контракт поставки термический энергии (мощности) и(либо)теплоносителя;

· контракт оказания услуг по передаче термический энергии, теплоносителя.

В обозначенной статье определяются случаи, когда заключаются данные договоры, также его стороны и соотношение с муниципальным регулированием цен (тарифов). Указание на данные договоры в ФЗ «О теплоснабжении» не значит, что участниками отрасли не могут заключаться какие-либо другие договоры, свобода договоров ни в коей мере данным законом не отменяется. Но представляется, что в законе урегулировано подавляющее большая часть отношений в сфере теплоснабжения, которые могут добиваться муниципального вмешательства в целях защиты прав потребителей либо, к примеру, обеспечения надежности теплоснабжения.

В текущее время, до принятия нужных подзаконных актов, рано делать всеобъятные выводы о том, как будут смотреться договорные дела в сфере теплоснабжения. Все же, уже на данный момент можно выделить те нововведения, которые являются коренными, и которые не поменяются в процессе развития подзаконной базы.

Сначала, это касается контракта теплоснабжения.

В законе введены ограничения на то, кто может выступать в качестве теплоснабжающей организации: это лица, владеющие имущественными правами на объекты теплоснабжения в системе теплоснабжения, в какой они реализуют термическую энергию. При всем этом в мотивированной модели в системе теплоснабжения должна быть определена единая теплоснабжающая организация, которая будет закупать термическую энергию, производимую источниками термический энергии, и реализовывать ее большинству потребителей в системе теплоснабжения по единым тарифам на основании общественных договоров теплоснабжения. Будут также существовать «прямые» договоры меж источниками термический энергии и потребителями, но случаи заключения и условия таких договоров будут в предстоящем определены Правительством РФ в правилах организации теплоснабжения.

Также в договоре теплоснабжения конкретизирован продукт, который реализуется теплоснабжающей организацией — это термическая энергия (мощность) и (либо) теплоноситель. Зависимо от потребностей потребителя и способностей теплоснабжающей организации в договоре могут фигурировать только термическая энергия (мощность), только теплоноситель либо все обозначенные продукты. Естественно, на практике опять возникнет вопрос о том, как регулируется поставка жаркой воды в многоквартирные дома, но это вопрос, сначала, не договорных отношений, а тарифного регулирования и он непременно должен быть решен при принятии основ ценообразования в сфере теплоснабжения с подходящим внесением конфигураций в другие подзаконные акты, регулирующие данный вопрос в текущее время.

Что касается контракта поставки термический энергии, то он почти во всем будет идентичен по условиям с контрактом теплоснабжения. Его основное отличие в сторонах контракта — это два проф участника сферы теплоснабжения (или единая теплоснабжающая организация и обладатель источника термический энергии, или теплосетевая организация). Соответственно, все другие особенности данного контракта будут исходить из данного факта. Не считая того, в законе изготовлена попытка ввести понятный механизм рассредотачивания нагрузки меж источниками в системе теплоснабжения — на базе схемы теплоснабжения. Соответственно, исходя из рассредотачивания нагрузки меж источниками в схеме теплоснабжения будет определяться и объем поставки по договорам поставки меж единой теплоснабжающей организацией и обладателями источников в системе теплоснабжения.

Кардинальным новаторством ФЗ «О теплоснабжении» стало введение контракта оказания услуг по поддержанию запасной термический мощности. Это обосновано тем, что в текущее время огромное количество потребителей, сначала, промышленных, пользуясь ценовой конъюнктурой, перебежали на внедрение собственных источников термический энергии. Но при всем этом, они не выполнили отключение от централизованной системы теплоснабжения, сохраняя себе возможность возвратиться к потреблению термический энергии снаружи, к примеру, при изменении цен на газ. Это принуждает теплоснабжающие организации поддерживать для таких потребителей мощность в системе, содержание которой, на самом деле, оплачивается всеми остальными потребителями. В законе нет жестких норм об обязательности заключения данного контракта для потребителей, все же, представляется, что Правительство РФ вправе в подзаконных актах установить право теплоснабжающих организаций выполнить их отключение от системы теплоснабжения в случае не заключения контракта оказания услуг по поддержанию запасной термический мощности.

Что касается контракта оказания услуг по передаче термический энергии, то данные договоры встречались на практике и до принятия закона. Новаторством стало точное определение того, кто заключает данные договоры — это только теплоснабжающая организация. Таким макаром, для потребителя подразумевается реализация «единого окна», когда он заключает контракт теплоснабжения, а теплоснабжающая организация должна урегулировать дела со всеми теплосетевыми организациями, которые обладают термическими сетями, по которым осуществляется поставка термический энергии данному потребителю.

Также, на самом деле, не новым для сферы теплоснабжения является и контракт о подключении к системе теплоснабжения. Разница после принятия ФЗ «О теплоснабжении» состоит в том, что подключение к термическим сетям выводится из-под регулирования ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Соответственно, изменяется и система определения платы за подключение, определение технической способности подключения, процедура заключения контракта и т.д. Естественно, это также востребует конфигурации уже имеющейся соответственной подзаконной базы.

Не считая вышеупомянутых «коммерческих» договоров в сфере теплоснабжения, законодатель ввел в ст. 18 ФЗ «О теплоснабжении» очередной вид «технологических» договорных отношений в сфере теплоснабжения — соглашение об управлении системой теплоснабжения, которое должно заключаться меж всеми теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в системе теплоснабжения. Введение схожих соглашений на законодательном уровне обосновано, сначала, необходимостью упорядочить управление объектами в системе теплоснабжения, которые принадлежат разным собственникам вне зависимости от коммерческих отношений меж ними.

Не считая того, в части 6 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» неявно указывается на возможность оказания очередной услуги в сфере теплоснабжения, а соответственно, и еще 1-го вида контракта, — организации коммерческого учета. К огорчению, в рамках закона не прописаны главные условия данного контракта и случаи его заключения, что могло бы стать неплохим подспорьем при реализации требований об установке устройств учета в согласовании с законодательством об сбережении энергии и повышении энергетической эффективности. Остается возлагать, что данный вопрос будет более много освещен в рамках правил коммерческого учета, которые подлежат принятию в согласовании с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Таковы главные новаторства законодательства в сфере организации договорных отношений в теплоснабжении. Остается только снова упомянуть, что это только 1-ый, но самый главный шаг в деле становления настоящего муниципального регулирования данной отрасли штатских правоотношений и пожелать скорого принятия нужных подзаконных актов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru