Анализ ценообразования на рынках термический энергии, в отношении жилищных (управляющих) организаций в 2006 году

Управление контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы РФ

1. Нормативное регулирование ценообразования на рынке термический энергии.

Порядок ценообразования в отношении электронной и термический энергии установлен Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О муниципальном регулировании тарифов на электронную и термическую энергию в Русской Федерации» и постановлением Правительства Русской Федерации от 16.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электронной и термический энергии в Русской Федерации». Обозначенными нормативными актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации производить расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) зависимо от того, к какой группе потребителей они относятся.

Тарифы (цены) на электронную (термическую) энергию на розничном (потребительском) рынке инсталлируются органом исполнительной власти субъекта Русской Федерации в области муниципального регулирования тарифов (дальше — РСТ) в согласовании с приказом ФСТ Рф от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электронную (термическую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Не считая того, в согласовании с приказом ФСТ Рф от 03.02.2006 № 15-э/8 «Об утверждении индексов очень вероятного конфигурации установленных тарифов на продукты и услуги организаций коммунального комплекса…» инсталлируются предельные наибольшие уровни тарифов на термическую энергию кроме производимой электрическими станциями, осуществляющими создание в режиме комбинированной выработки электронной и термический энергии, для каждого субъекта РФ.

В согласовании со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (в т.ч. услуги по теплоснабжению) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по свидетельствам устройств учета, а при их отсутствии исходя из нормативов употребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электронной и термический энергии (дальше — тарифные группы) определяются в согласовании со статьями 2, 5 Федерального закона «О муниципальном регулировании тарифов на электронную и термическую энергию в Русской Федерации» и пт 59 Основ ценообразования на электронную и термическую энергию (дальше — Базы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Русской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электронной и термический энергии в Русской Федерации».

Тарифы на термическую энергию инсталлируются раздельно по последующим видам теплоносителей:

жгучая вода;

отборный пар давлением:

от 1,2 до 2,5 кг/см2;

от 2,5 до 7,0 кг/см2;

от 7,0 до 13,0 кг/см2;

выше 13,0 кг/см2;

острый и редуцированный пар.

Тарифы на термическую энергию, отпускаемую в жаркой воде, для всех потребителей в одной системе, в какой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую термическую сеть (система централизованного теплоснабжения), могут рассчитываться на едином уровне на местности субъекта Русской Федерации по решению регионального тарифного органа.

Не считая того, законодательно установлена возможность дифференцирования тарифов по городским образованиям.

2. Результаты мониторинга

В итоге проведенного территориальными управлениями ФАС Рф мониторинга ценообразования на рынке термический энергии выявлено последующее:

в 57 регионах не выявлено нарушений в процедурах ценообразования на рынке термический энергии;

в 6 регионах (Столичной, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Томской областях, Республике Удмуртия) регионах выявлены признаки нарушения пт 1 статьи 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , а конкретно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке термический энергии, в том числе при расчете платы за термическую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.

2.1 Особенности ценообразования на рынке термический энергии на местности субъектов РФ.

РСТ субъекта Федерации устанавливает тарифы на услуги по теплоснабжению. Органы местного самоуправления средством внедрения к этим тарифам нормативов употребления коммунальных услуг и эталонов уровня платежей устанавливают тарифы конкретно для населения, которые и используются для расчетов в последующем периоде тарифного регулирования.

Расчет оплаты населения за отопление и горячее водоснабжение делается с учетом утвержденного уровня цены 1 Гкал термический энергии и потребленных объемов тепла. Объем тепла определяется раздельно для отопления и жаркого водоснабжения: при наличии устройств учета — по устройствам учета, при наличии типовых либо личных проектов построек — по данным проектов, при отсутствии устройств учета и проектов — расчетным методом. Сумма оплаты, предъявляемая жилищным организациям за отопление, делится на отапливаемую площадь каждой квартиры и предъявляется квартиросъемщику. Сумма оплаты, предъявляемая жилищным организациям за горячее теплоснабжение, делится на количество живущих в доме лиц и предъявляется потребителям согласно лицевым счетам.

В разных регионах РФ используются последующие методы дифференцирования тарифов:

— единый тариф на термическую энергию, устанавливаемый для всех групп потребителей;

— раздельные для населения (также жилищных организаций), для потребителей экономной и смешанной сферы.

— дифференцируемые по 2 группам потребителей — «бюджетные», «прочие»;

— другие варианты:

а) в Иркутской области, введена последующая дифференциация тарифов — большие перепродавцы термический энергии выделены в одну группу, а население, живущее в личных домах и жилищные организации (ЖСК, ТСЖ и т.д.) в другую;

б) в Республике Хакассия установлены 2 тарифа для категории «население»:

— живущего в многоквартирных домах независимо от формы принадлежности и избранной формы управления — 535,55 руб./Гкал;

— живущего в личных домах (личный сектор) — 224,62 руб./Гкал.;

Такая дифференциация может быть вызвана необходимостью решения соц задач поддержки сельского населения и вероятнее всего значит наличие перекрестного субсидирования в рамках категории «население».

в) тарифы на услуги жаркого водоснабжения, устанавливаемые зависимо от наличия устройств учета. К примеру, в Астраханской области при наличии устройств учета установлен тариф в размере 36,43 руб. за 1 куб. м., при отсутствии — 120,23 руб. на 1-го человека за месяц.

Тарифы и экономически обоснованные расходы производителей термический энергии.

В ряде муниципалитетов (Красноярск, Смоленск, Саратов) тарифы на термическую энергию, устанавливаемые для населения органами местного самоуправления, оказываются ниже экономически обоснованного уровня. Разница меж ценой термический энергии, поставляемой энергоснабжающими организациями, и поступлениями денег от населения управляющим организациям компенсируется за счет средств местного бюджета.

Так, в Брянской области в целях выполнения требований приказа ФСТ Рф от 29.12.2005г. №853-э/4, предусматривающего что, изменение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги на местности области в 2006 году не должно превосходить 120% уровня цен 2005 года, органы местного самоуправления обязаны были понизить уровень платежей людей за жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим цена услуг по отоплению и жаркому водоснабжению оказались ниже экономически обоснованных. При всем этом компенсация за счет бюджета не осуществляется.

В городском образовании г. Тула жилищные организации получают термическую энергию у энергоснабжающей организации по тарифу, утвержденному РСТ, при всем этом данный тариф ниже, чем тариф, используемый органом местного самоуправления для расчетов тарифов для населения городка.

2.3 Обзор выявленных нарушений.

Нижегородским УФАС возбуждены и рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившиеся в применении со стороны теплоснабжающих организаций при расчете с потребителями не утвержденных в установленном порядке тарифов на термическую энергию в отношении ОАО «Завод Красноватое Сормово» и ОАО «Механический завод «РИЛС». При расчетах с жилищными организациями за приобретаемую ими для нужд населения термическую энергию производимой данными хозяйствующими субъектами применялся другой (чем для населения) тариф. По результатам рассмотрения дел обозначенным лицам выданы предписания, которые в реальный момент находятся в стадии выполнения.

Свердловским УФАС возбуждено дело в отношении ОАО «Серовская ГРЭС» о нарушении антимонопольного законодательства, а конкретно: применение к жилищной организации тарифа на услуги теплоснабжения, установленного для жилищных организаций, тогда как применению подлежит тариф «население» т.к. конечным потребителем термический энергии является население, что приводит к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта вследствие появления существенных убытков из-за образующейся различия меж тарифами.

Томским УФАС проведено совещание по вопросам ценообразования на рынке термический энергии. На совещании было отмечено, что начисление платы за коммунальные услуги по устройствам учета, расположенному на ЦТП, противоречит требованиям статьи 157 Жилищного кодекса РФ, потому что под учет такового прибора попадает несколько жилых домов, также участки внешних сетей, принадлежащих ОАО «Томские коммунальные системы». При имеющейся системе учета потребитель оплачивает не только лишь потребленный им объем тепла, да и утраты в термических сетях, ответственность за которые должна лежать на теплоснабжающей организации. В итоге на совещании было принято решение разглядеть вопрос по заключению договоров на энергоснабжение таким макаром, чтоб расчет с энергоснабжающей организацией выполнялся по устройствам учета, установленных на входе в дом. В свою очередь гражданам решено начислять оплату услуг по теплоснабжению по нормативу, рассчитав его на основании анализа показаний коллективного прибора учета.

По результатам совещания были подготовлены и ориентированы мэру г. Томска содержащие последующие предложения:

«исключить установку устройств учета не на границе балансовой принадлежности сетей;

«при отсутствии устройств учета объем употребления коммунальных услуг принимается равным нормативам употребления, устанавливаемым органами местного самоуправления;
« в случае превышения фактических объемов употребления услуг по свидетельствам счетчиков по сопоставлению с нормативами, разницу в оплате восполнить обслуживающей организации из бюджета (если дом городской), или собственниками домов;

«предусмотреть и провоцировать установку в домах личных устройств учета и аппаратуры регулирования теплоснабжения.

Рязанским УФАС установлены факты нарушения антимонопольного законодательства со стороны МП «Кустовой вычислительный центр» в части внедрения безосновательны ставок комиссионных сборов за услуги по приему платежей населения, их обработке и перечислению организациям ЖКХ. Была безосновательная дифференциация размеров комиссионных сборов, а конкретно применялись разные ставки для МУП ЖЭУ (1,51%) и для ТСЖ, ЖСК (3,3 — 3,8%). В итоге рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Не считая того, Рязанское УФАС уделяет свое внимание, что согласно объяснению Федеральной службы по тарифам от 04.07.2005 г. № ЕЯ — 4031/9 отпуск газа котельным, находящимся на балансе либо принадлежащих на других легитимных основаниях приятельствам собственников жилища, для выработки тепла, применяемого для обогрева воды и отопления жилого фонда, осуществляется по оптовым ценам, установленным для промышленных потребителей. Рязанское УФАС считает, что отпуск газа приятельствам собственников жилища должен выполняться по ценам, установленным для конечных потребителей, другими словами для населения. По воззрению Управления по контролю и надзору в ТЭК данная позиция представляется не полностью обоснованной.

Удмуртским УФАС выявлено последующее нарушение установленного порядка ценообразования на рынке теплоснабжения. При расчетах ТСЖ с энергоснабжающей организацией за услуги по теплоснабжению, последней без помощи других, сверх утвержденного РСТ тарифа, начисляет коэффициент 1,25, учитывающий утраты в трубопроводах жаркого водоснабжения.

Коэффициент утрат в трубопроводах жаркого водоснабжения определен Методикой определения потребности в горючем, электронной энергии и воде при производстве и передаче термический энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем Председателя Госстроя Рф от 12.08.2003 г. Но данной Методикой установлено, что она не может применяться для определения фактических характеристик, применяемых при денежных расчетах меж теплоснабжающими организациями и потребителями термический энергии (теплоносителей).

По результатам рассмотрения 3 жалоб жилищных организаций на деяния теплоснабжающей организации выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Столичным УФАС возбуждено 8 дел по признакам нарушения п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по снабжению термический энергией, методом навязывания контрагентам критерий контракта теплоснабжения, не прибыльных для их либо не относящихся к предмету контракта.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждены в отношении последующих организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению: ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Вилс», ЗАО «Дукс», ФГУП «МЗРТА», ООО НПК «Курс-От», ГУП «Мосавтотранс» ПО «Мосхлебтранс», ООО «Энерготехпром», ЗАО «Смак».

По 4 делам о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным в отношении ФГУП «МЗРТА», ООО НПК «Курс-От», ГУП «Мосавтотранс» ПО «Мосхлебтранс», ЗАО «Смак», комиссией Столичного УФАС Рф приняты решения о прекращении производства по делу в связи с добровольческим устранением нарушений антимонопольного законодательства.

По делу о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденному в отношении ООО «Энерготехпром», комиссией Столичного УФАС Рф выдано Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое находится в стадии выполнения.

Обозначенные хозяйствующие субъекты навязывали не прибыльные условия контракта теплоснабжения своим контрагентам, такие как — дополнительная плата за ремонт теплотрассы, за наполнение отопительной системы и пр., которые уже учтены при расчете экономически обоснованного тарифа.

Выводы

В итоге проведенного анализа данных о порядке ценообразования в отношении термический энергии на местности субъектов Русской Федерации, а конкретно при расчете платы за термическую энергию, приобретаемую жилищными (управляющими) организациями, конечным потребителем которой является население, выявлено 2 нарушения антимонопольного законодательства (в Нижегородской и Свердловской областях).

Не считая того, в 4 регионах выявлены другие случаи нарушения порядка ценообразования на рынке термический энергии. В отношении данных нарушений возбуждены дела и в ряде всевозможных случаев установлены факты нарушений антимонопольного законодательства и выданы предписания об их прекращении.

В большей части субъектов РФ процедура ценообразования соответствует законодательно установленным нормам. Также стоит отметить факт, что в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: «население» и «жилищные организации», что исключает способности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru