Надзор и контроль за объектами коммунальной энергетики

Сибирский федеральный округ А.Н. Коновалов,
заместитель управляющего Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по СФО

Органами Ростехнадзора повсевременно осуществляется контроль за объектами коммунальной энергетики (энергоснабжающие организации, потребители термический энергии — организации ЖКХ, здравоохранение, образование), независимо от организационно-правовой формы и вида принадлежности.

Контроль и надзор осуществляется по трем главным фронтам:

1. Плановые и внеплановые (контроль выполнения предписаний, воззвания людей, жалобы) проверки соблюдения энергоснабжающими организациями и потребителями термический энергии действующих нормативно-технических документов («Правила технической эксплуатации термических энергоустановок»; «Правил технической эксплуатации электростанций и сетей РФ»; «Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и термических сетей»; «Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и термических сетей потребителей»; «Правил организации работы с персоналом в организациях электроэнергетики Русской Федерации»; «Особенности работы с персоналом энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Русской Федерации»).

По результатам плановых проверок при обнаружении нарушений выписываются акты обследований и предписания, виноватые лица привлекаются к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ. Выполнение предписаний контролируется проведением внеплановых проверок по контролю выполнения предписаний.

2. Внеплановые проверки хода подготовки к осенне5зимнему периоду и оценка готовности к ОЗП энергоснабжающих организаций и потребителей термический энергии. Проверки проводятся на основании руководящих указаний Ростехнадзора, «Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осеннее-зимний период» 2004 г., «Инструкции по оценке готовности городских образований, компаний и организаций, обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы к работе в осеннее-зимний период» 2001 г. В качестве положительного примера можно привести Ново-

сибирскую область, где меж администрацией Новосибирской области и Ростехнадзором заключено «Положение о порядке подготовки и оценке готовности городских (территориальных) образований, компаний и организаций, обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы к работе в осенне;зимний период», что позволило более отменно и отлично проводить подготовку к ОЗП в Новосибирской области.

С июня по ноябрь ход подготовки к осенне-зимнему периоду осуществляется проведением внеплановых проверок по контролю хода подготовки к ОЗП. При проверках контролируется выполнение планов и графиков подготовки к ОЗП. При выявлении недочетов выписываются предписания и используются меры административного воздействия к виноватым лицам. Не считая этого, вопросы хода подготовки к ОЗП повсевременно рассматриваются с ролью представителей Ростехнадзора на районных, городских и областных штабах.

О неудовлетворительном ходе подготовки к ОЗП ставятся в известность местные органы самоуправления и прокуратуры разных уровней. Повсевременно проводятся совместные проверки с органами прокуратуры.

3. Внеплановые проверки хода прохождения ОЗП энергоснабжающими организациями и потребителями термический энергии. При внеплановых проверках хода прохождения ОЗП проверяется соблюдение температурных графиков теплоснабжения, припасы основного и запасного горючего, соблюдение техники безопасности.

Совместно с тем, мероприятия по контролю и надзору проводятся с отдельными недочетами: • в Омской области не проводится анализ состояния оборудования, не подлежащего регистрации (котлы водогрейные с температурой нагрева до 115°С, термических сетей и водонагревателей), в связи с отсутствием документации, подтверждающей степень износа оборудования, данных об износе и ремонте термических сетей, сведений об оборудовании, отработавшем нормативный срок эксплуатации.

• по данным, предоставленным Енисейским МТУ,

динамика конфигурации технического состояния основного и вспомогательного оборудования построек и сооружений наметилась в сторону ухудшения из-за отсутствия своевременного и высококачественного ремонта;

• в Алтайском крае не предъявлялись к оценке готовности котельные ЖКХ удаленных районов, потому что руководители организаций не заинтересованы в проверке готовности собственных котельных представителями Ростехнадзора ввиду огромного количества нарушений, и данные котельные врубаются в работу без достаточной готовности к работе в ОЗП.

Эксплуатация оборудования котельных и термических сетей коммунальной энергетики осуществляется недостаточно квалифицированным, часто не обученным и не прошедшим аттестацию персоналом. На большинстве котельных мощностью до 1 Гкал/час отсутствует докотловая обработка воды, что приводит к ускоренному износу и ухудшению экономичности работы оборудования. До 80% котельных построены в 60-70-х годах, оборудование выработало собственный ресурс и просит подмены. В большинстве малых котельных отсутствует запасное электроснабжение.

Не считая этого, необходимо подчеркнуть, что объекты коммунальной энергетики находятся в принадлежности и управлении местных администраций, которые почти всегда не имеют ни средств, ни опыта для поддержания котельных и термических сетей в удовлетворительном техническом состоянии.

При сложившейся структуре коммунальной энергетики городские образования имеют очень ограниченную производственную и ремонтную базу, не могут по денежным способностям иметь квалифицированный инженерно-технический, оперативный персонал по обслуживанию сложных инженерных систем и выполнению работ, требующих высочайшей квалификации.

Имеются и положительные моменты, так, к примеру, по просьбе Ростехнадзора были проведены реконструкции котельных с подменой котлов и вспомогательного оборудования, проводились мероприятия по улучшению надежности работы систем теплоснабжения в населенных пт Сибирского федерального окрестность.

Представляется целесообразным в составе жилищно-коммунального комплекса сделать инфраструктуру, способную решать поднятые вопросы. Без наличия таковой инфраструктуры проводить осмысленную техно политику в коммунальном хозяйстве вообщем, и в коммунальной энергетике, а именно, нереально, тем паче, решать задачки реформирования ЖКХ, сбережения энергии, понижения издержек и издержек в энергоснабжении потребителей, обеспечить надежную, устойчивую работу систем теплоснабжения городов и поселков в наиблежайшей перспективе.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

recuperatio.ru